Каартинен Хейкки

Каартинен Хейкки (1872 - 1947)

В начале 20 века в Хельсинки работал ряд крупных строительных подрядчиков, в чью деятельность входило и самостоятельное проектирование зданий. Одним из наиболее уважаемых из них был Хейкки Каартинен. Он был одним из самых успешных архитекторов в архитектурных конкурсах. Ближе к концу своей карьеры Каартинен объявил, что построил более сотни зданий, многие из которых он также спроектировал. За этой замечательной карьерой стояло много настойчивости и таланта.

Хейкки Каартинен родился в Элисенваара на реке Куркийоки в семье мелких землевладельцев, но рано осиротел и с 9 лет вынужден был обеспечивать себя изготовлением деревянной посуды. Он вообще не посещал начальную школу и не научился писать, пока не стал старше. Однако он умел столярничать и в 18 лет поступил в столярную школу Ээро Мякинена в Сортавале. После окончания школы он устроился на столярную фабрику Мякинен, которая работала при школе. Из Сортавалы Каартинен переехал в Хельсинки в 1894 году, чтобы выучиться на мастера-строителя. Окончить промышленное училище без образования было сложно, но Каартинен был далеко не единственным мастером-строителем, преодолевшим такие трудности. Он закончил школу за обычные два года, чему, безусловно, способствовал его большой опыт работы плотником.

Сначала Каартинен работал художником в архитектурном бюро Уско Нюстрем-Петрелиус-Пенттиля в 1898 году. Несколько лет спустя он открыл собственное строительное бюро в Хельсинки и быстро стал уважаемым мастером-строителем. Одним из самых значительных проектов, построенных под руководством Каартинена, была церковь Св. Иоанна в Тампере (ныне Собор) по проекту Ларса Сонка.

Работая в Тампере, Каартинен принял участие в конкурсе проектов жилья для рабочих, организованном Хельсинкской рабочей строительной компанией. Его проект получил первую премию и это дало ему реальный толчок к самостоятельному проектированию зданий. Причина, по которой предпочтение в выполнении проектирования и строительства жилых домов отдавали мастерам-строителям была связана с общей строительной ситуацией в Финляндии в начале 20 века. Столкнувшись с большой нехваткой жилья, состоятельные рабочие создавали жилищные компании и чаще всего обращались к строителям за проектированием. В Хельсинки до Первой мировой войны более половины крупных жилищных компаний проектировались мастерами-строителями.

Каартинен заявил, что основателям рабочих жилищных компаний было легче обратиться в вопросах дизайна к мастеру-строителю, чем к архитектору. С другой стороны, до 1920-х годов архитекторы не особенно интересовались проектированием небольших домов. Основные заслуги Каартинена как раз мы видим в проектировке небольших жилых зданий. Он получил много заказов в районах Каллио и Сёрняйнен в Хельсинки, а также проектировал здания в Круунунхаке и Камппи. После прояснения вопросов планирования в районе Тёёлё он начал свои проектные работы и там.

Каартинен проектировал в основном жилые дома в Хельсинки. Впрочем было среди его работ несколько заводских и коммерческих зданий. Самым значительными из них можно назвать пекарню и молочную ферма Osuusliike Elanto. Проект был современным как с точки зрения технологии строительства, так и интерьерных решений.

За пределами Хельсинки Каартинен выступая в качестве неофициального проектировщика Kansallis-Osake-Pankki (KOP) создавал планы строительства офисных зданий в Савонлинне, Торнио, Лаппеенранте, Сейняйоки, Ваммале, Вяртсиле, Кокемяки и Хамине.

Одной из наиболее значительных побед Каартинена в архитектурном конкурсе стал проект второй фазы Дома рабочих Тампере в 1908 году.

Участие мастеров-строителей в конкурсах, объявленных для финских архитекторов, вызвало противодействие в клубе архитекторов, и именно в 1908 году дебаты достигли своего апогея. Основное внимание архитекторов было обращено на так называемых строителей-проектировщиков и стилистическую неполноценность спроектированных ими зданий. Особой критике подверглись здания на улицах Техтаанкату и Хувилакату в Хельсинки, а созданный ими городской пейзаж не считался желательным. Архитектурный идеал смещался от разнообразия рубежа 19-20 веков к более цельному городскому пейзажу. Здесь под удар попали мастера-строители-проектировщики, хотя критика могла быть направлена ​​и в адрес самой профессии архитекторов.

Впрочем, самых талантливых мастеров-конструкторов полемика не затронула. Они продолжали работу в жилищном строительстве в Хельсинки, пока спад строительства, вызванный Первой мировой войной, не изменил ситуацию. Каартинен даже обучал своих последователей, когда брал к себе в офис молодых мастеров-строителей. Под его руководством начали свою карьеру известные мастера Леуто А. Паюнен и Хьюго Вуорио.

Каартинен поддерживал свою профессиональную квалификацию, с энтузиазмом участвуя в международных мероприятиях в этой области и совершая многочисленные учебные и ознакомительные поездки по Европе еще в начале 20 века. Он посетил Лейпцигскую строительную выставку в 1913 году и Лондонский жилищный конгресс в 1920 году. Кроме того, он участвовал в издательской деятельности по своей профессии и был одним из основателей общества с ограниченной ответственностью Rakentajain Kustannus. Он также был членом редколлегии журнала Rakennustaito с 1927 года.

Хейкки Каартинен, получивший ранг финансового советника в 1937 году, среди прочего был активным членом организации. Он был левым в своих политических взглядах и сильно демократичным в своем мировоззрении, глубоко сочувствовал меньшинствам и прямо выражал свои взгляды в профессиональных кругах. Деятельность Каартинена в Клубе строителей началась еще в 1900 году, а когда в 1905 году была основана Финская ассоциация строителей, он был избран членом ее правления. Кроме того, он был членом Финской ассоциации технических специалистов.

Одна работа этого известного строителя и проектировщика есть и в Выборге. Современный экстерьер здания по адресу проспект Ленина 18 был разработан им в 1915 году во время значительной перестройки строений, находящихся там ранее. Изначально участок занимали две меньших по размеру постройки в стиле арт-нуво, спроектированных архитектором Леандером Иконеном. Когда между ними начали строить новое шестиэтажное здание, их так же достроили в высоту и их фасады были объединены в одну композицию с новым корпусом.

Источники:

Неувонен, Петри. Выборг: Архитектурный путеводитель / П. Неувонен, Т. Пеюхья, Т. Мустонен. - 2-е изд., испр. и доп. - Выборг : СН, 2008. - 162 с. : ил.

https://kansallisbiografia.fi/kansallisbiografia/henkilo/7183