Лонгитюдное чтение в современной семье

  • This installer need to modify some module files. Please check write access for "/var/data/web/sites/all/modules/magiczoomplus/magiczoomplus.css" file of your module.
  • This installer need to modify some module files. Please check write access for "/var/data/web/sites/all/modules/magiczoomplus/magiczoomplus.module.css" file of your module.

Андреева Юлия Фёдоровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры библиотековедения и теории чтения библиотечно-информационного факультета Санкт-Петербургского государственного института культуры, старший научный сотрудник МКУ «Отрадненская городская библиотека»

Лонгитюдное чтение в современной семье

Приступая к раскрытию темы лонгитюдного чтения в современной семье, следует уточнить содержание ключевых для данного доклада понятий «семейное чтение» и «лонгитюдное чтение».

Семейное чтение представляет собой «чтение в семье как социальном институте, взаимодействующем с другими социальными институтами (дошкольными образовательными учреждениями, общеобразовательными школами, организациями дополнительного образования, религиозными организациями и т. д.) [3, с. 93].

Чтение в нуклеарных и многопоколенных семьях предполагает: разновозрастное межчитательское общение; доминирование чтения вслух; наличие общей семейной библиотеки или специальных библиотек, принадлежащих членам семьи.

Под лонгитюдным чтением видный отечественный читателевед, доктор педагогических наук, профессор кафедры библиотековедения и теории чтения библиотечно-информационного факультета Санкт-Петербургского государственного института культуры Валентина Александровна Бородина понимает «длительное и систематическое чтение по одной и той же тематике либо одного и того же автора на основе устойчивого личностного интереса» [3, с. 86].

Анализ вышеприведённой дефиниции показывает, что лонгитюдное чтение предполагает онтогенетическое перечитывание, т. е. обращение к какому-либо одному произведению одним человеком в различном возрасте [3, с. 89].

Размышляя о феномене лонгитюдного семейного чтения, следует рассматривать его с позиции pro et contra.

С одной стороны, фиксация членов семьи на определённых текстах может служить фактором сужения, ограничения круга досугового чтения.

С другой стороны, допустимо предполагать, что лонгитюдное чтение по сути своей является интенсивным чтением, для которого характерно «углублённое и тщательное проникновение в каждую деталь текста, высокая степень понимания и запоминания на длительный промежуток времени» [3, с. 82]. Иными словами, в семьях, практикующих лонгитюдное чтение, формируются интенсивные читатели, которые, по мнению известных культурологов, читателеведов Гульельмо Кавалло и Роже Шартье, «имеют дело с ограниченным количеством книг, постоянно читают и перечитывают их, запоминают, пересказывают наизусть и передают прочитанное из поколения в поколение» [Цит. по 3, с. 82].

Проиллюстрируем приведённые положения и гипотезы примером лонгитюдного чтения в семье автора данного доклада. Объектами описания будут служить читательская деятельность и читательское общение членов многопоколенной семьи Серебряковых-Чижиковых-Андреевых.

Следует указать на то, что в данной семье взрослые представители четырёх поколений включают или включали в круг своего досугового чтения поэтические произведения Н. М. Рубцова. Данное предпочтение обусловлено рядом художественных особенностей рубцовских текстов. Анализ показывает, что в значительной части стихотворений Николая Михайловича присутствуют архетипические образы, оказывающие на читателей своеобразное, достаточно сильное воздействие.

Основоположник аналитической психологии Карл Густав Юнг называл столкновение читателя с архетипами или образами коллективного бессознательного архетипической ситуацией. В работе «Об отношении аналитической психологии к поэзии» он писал: «Момент, в который эта ситуация возникает, всегда характеризуется особой эмоциональной насыщенностью; это как если бы внутри нас зазвучали струны, которые никогда до этого не издавали звука, или силы, о существовании которых мы не подозревали, внезапно освободились» [6].

В поэтических текстах Рубцова выявляются архетипические образы лодки, реки дороги и куклы. Каждому из этих образов свойственно символическое значение. Так, река и лодка символизируют переправу из одного мира в иной. Иными словами, они имеют отношение к символике смерти.

Примерами рубцовских произведений, включающих архетипический образ, служат стихотворения «Элегия» и «Тихая моя родина»:

Отложу свою скудную пищу.

И отправлюсь на вечный покой.

Пусть меня ещё любят и ищут.

Над моей одинокой рекой.

 

Пусть ещё всевозможное благо

Обещают на той стороне.

Не купить мне избу над оврагом

И цветы не выращивать мне.

 

***

Тихая моя родина!

Ивы, река, соловьи…

Мать моя здесь похоронена

В детские годы мои.

 

Где тут погост? Вы не видели?

Сам я найти не могу. –

Тихо ответили жители:

- Это на том берегу…  

Как отмечалось ранее, архетипы не оставляют читателей равнодушными. Они вызывают яркую эмоциональную реакцию. Данное объяснение выраженного и устойчивого читательского интереса к рубцовской поэзии было сделано одним членом семьи – автором данного доклада. Его родственники указывают другие причины своего выбора.

Так, в частности, представительница следующего поколения – дочь докладчика Андреева Ульяна, родившаяся в 1997 году, отмечает, что для неё имеет значение патриотизм поэта, его любовь к малой родине, выраженная в стихах. Девушка не только регулярно читает произведения Рубцова, обсуждает их с близкими людьми, но и создаёт собственные произведения. В 2014 году Ульяна Андреева выполнила в технике карандашной графики портрет любимого поэта и преподнесла его в дар члену своей семьи.

В 2019 году поклонница рубцовской поэзии под воздействием стихотворения «Тихая моя родина» написала рассказ «Дорога на родину: (из детских воспоминаний)» [1]. Данная работа была представлена на всероссийский конкурс «Проза жизни», организуемый педагогическим журналом «Познание». По итогам творческого соревнования конкурсант Андреева Ульяна была удостоена второго места.

Рассказ начинающего литератора вошёл в сборник произведений студентов Санкт-Петербургского техникума библиотечных и информационных технологий. Книга получила название «Окно в чудо» [4]. Таким образом, можно утверждать, что лонгитюдное семейное чтение служит фактором не только читательского, но и общего художественно-эстетического развития личности.

Следует отметить, что в семье Андреевых хранятся различные документы, подтверждающие лонгитюдный характер чтения рубцовской лирики. В 2000 году автором данного доклада был получен диплом лауреата конкурса творческих работ «Мой Рубцов» в номинации «Сочинение. Реферат. Литературная критика». Литературоведческое соревнование организовывалось специалистами Библиотеки имени Николая Рубцова, входящей в структуру Невской централизованной библиотечной системы.

В 2012 году Андреева Юлия Фёдоровна защитила диссертацию на соискание учёной степени кандидата педагогических наук по теме «Теоретико-методические аспекты развития интереса к поэзии у читателей публичных библиотек» [2]. В процессе выполнения исследования диссертантом неоднократно использовались тексты любимого поэта.     

Наблюдение и самонаблюдение показывают, что общесемейный выбор в пользу наследия Рубцова не является детерминантой читательского самоограничения. Каждый член семьи Серебряковых-Чижиковых-Андреевых осуществляет или осуществлял индивидуальный отбор текстов с опорой на аксиологическую, потребностно-мотивационную и психоэмоциональную сферы своей личности.

Лонгитюдное чтение вслух и обсуждение рубцовских стихотворений служат «духовной скрепой» семьи, позволяют представителям разных поколений ощущать единение и уникальность своего внутрисемейного мира.

Характеризуя специфику совместной читательской деятельности и разновозрастного межчитательского общения в современных условиях, следует отметить, что на данном этапе эта коммуникация может носить опосредованный характер. Опыт показывает, что в наши дни члены семьи декламируют произведения художественной литературы и дискутируют по поводу прочитанного с помощью новейших технических средств и электронных устройств.

 

Список использованной литературы

 

  1. Андреева У. А. Дорога на родину : (из детских воспоминаний) / У. Андреева. – Текст : непосредственный // Окно в чудо. – [Б. м.] : Издательские решения, 2019. – С. 52-54.
  2. Андреева Ю. Ф. Теоретико-методические аспекты развития интереса к поэзии у читателей публичных библиотек : специальность 05.25.03 «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение» : автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук / Андреева Ю. Ф. ; Санкт-Петербургский государственный институт культуры. Санкт-Петербург, 2012. - Текст : непосредственный.
  3. Бородина В. А. Словарь-справочник по чтению : практикум / В. А. Бородина, С. М. Бородин. – Москва : РШБА, 2017. – 232 с. – Текст : непосредственный.
  4. Окно в чудо / ред. Э. И. Бем. – [Б. м.] : Издательские решения, 2019. – 72 с. – Текст : непосредственный.
  5. Рубцов Н. М. Стихотворения / Н. Рубцов. – Москва : Эксмо, 2006. – 480 с. – Текст : непосредственный.
  6. Юнг К. Г. Психоанализ и искусство / К. Г. Юнг. – Москва : Ваклер, 1999. – 302 с. – Текст : непосредственный.