Традиции и культура семейного чтения в профессиональной библиотечной прессе

Традиции и культура семейного чтения

в профессиональной библиотечной прессе

Презентация библиографического указателя

     В последнее время в обществе наблюдается интерес к проблеме чтения, осознание его важности для развития личности и общества в целом. Тема семейного чтения, как особой модификации чтения, широко освещается в библиотечной прессе. По материалам библиотечной периодики нами был составлен библиографический указатель «Традиции и культура семейного чтения в профессиональной прессе». В него включены материалы из журналов, имеющихся в фонде нашей библиотеки. Это журналы «Библиотека», «Библиотечное дело», «Современная библиотека», «Библиотековедение» и «Библиополе». Временной охват – десять последних лет. Указатель состоит четырех разделов: «Семейное чтение: история и современность», «Приобщение детей к чтению в семье», «Библиотека как центр семейного чтения» и «Круг чтения семьи».

    В первом разделе указателя объединены материалы о семейном чтении в историческом и современном аспекте. Примеры семейного чтения в пушкинскую эпоху приводятся в статье Ольги Буриловой «Под теплым домашним абажуром, или Навыки звучащей речи» (Библиотека. – 2014. - № 7). Автор цитирует воспоминания литераторов Владимира Панаева, Михаила Дмитриева; ученых Фёдора Буслаева, Петра Семёнова-Тян-Шанского и Николая Вагнера. Статьи Лилии Араслановой и Юлии Вишняковой посвящены детскому чтению в дореволюционной России. Мы сочли  возможным включить эти статьи в указатель, так как чтение детям многие авторы относят к семейному чтению. Даже Библиотечная энциклопедия, выпущенная РГБ в 2007 году, трактует семейное чтение как «чтение книг взрослыми членами семьи детям или детьми в домашней обстановке».

     Вообще же у авторов разных публикаций понятие «семейное чтение» различается. В традиционном понимании в семейном чтении принимает участие вся семья, состоящая из нескольких поколений, включая детей и престарелых родственников. В статье доктора педагогических наук Юлии Мелентьевой «Основные модификации чтения» (Библиотековедение. – 2013. - № 5)   отмечается, что «В различных семьях (многодетных, малодетных, полных, неполных, двух или трёхпоколенной и пр.) семейное чтение может иметь свою специфику» и «Семейное чтение явление подчиненное условиям бытования семьи».

     В настоящее время чаще всего под семейным чтением подразумевают чтение детям вслух. Некоторые библиотеки проводят собственные исследования по проблемам семейного чтения. Результаты таких исследований отражены, например, в статьях Лидии Зуевой «Модель успеха слагается из букв» («Библиотека») и Марии Полищук «Чтение детей младшего школьного возраста» («Библиотековедение»). По результатам опросов оказалось, что в современных семьях в основном  - читают вслух детям, чаще девочкам, чем мальчикам. Чем старше становится ребёнок, тем реже ему читают, как правило, до тех пор, пока ребенок не научится читать сам. Инициатива чтения чаще исходит от родителей. Чаще всего чтением вслух в семье занимаются женщины старше 50 лет, а также люди с высшим образованием.

     Удивительным оказалось, что не все респонденты подразумевают под семейным чтением чтение вслух. Многие молодые люди считают, что семейное чтение - это «наличие литературы, интересной для всех членов семьи, занятость всех членов семьи чтением или прочтение одной книги всеми членами семьи»

     Во второй раздел включены статьи о методах привлечении детей к чтению в семье. В основном, чтобы заинтересовать детей чтением, авторы советуют родителям читать самим, читать детям вслух. Например, журнал «Школьная библиотека» активно освещает реализацию всероссийского проекта «Читающая мама – читающая страна». На его страницах неоднократно публиковались статьи Ирины Ивановны Тихомировой, разработчика программы «Читающая мама», о важности материнского чтения, о том, что и как читать детям, как разговаривать о прочитанном.

     О том, какие ещё есть методы, чтобы заинтересовать детей чтением, на страницах журнала «Библиотека» рассказывают Гузяль Эркаева в статье «Дети полюбят чтение, если… Тридцать подсказок для родителей», Андрей Кашкаров (у него опубликовано несколько статей), и другие авторы. Есть статьи, написанные и небиблиотекарями: например, читательница Екатерина Смирнова делится своими воспоминаниями о том, как родители помогли ей полюбить чтение в очерке «Моя семья: увлечение по наследству».

     Самый большой раздел указателя объединяет материалы о работе библиотек как центров семейного чтения. Возрождение, развитие и поддержка традиции семейного чтения – актуальное и востребованное направление работы библиотек. Существует множество библиотечных проектов и программ, которые успешно применяются и дают результаты. Создаются библиотеки семейного чтения, библиотеки проводят мероприятия семейной тематики, работают по принципу семейного формуляра, функционируют в качестве учреждений семейного отдыха, оказывают практическую помощь по возрождению традиций чтения вслух и совместного обсуждения прочитанного.

    Публикации, собранные в разделе  - в основном практического характера, в них авторы делятся своим опытом работы в данном направлении. Но, как отмечает в Наталья Марьясова в статье «Семейное чтение в современном формате»:  «большинство библиотек воспринимают семью как цельное явление лишь при проведении массовых мероприятий, тогда как в непосредственном обслуживании семья распадается на отдельных читателей».    

    К сожалению, в настоящее время система работы библиотек с семьей полностью не сформирована. Знакомство с опытом работы различных библиотек может помочь выявлению наиболее эффективных методов организации семейного чтения.

     О результатах исследования, которое выявило  степень заинтересованности родителей в создании новых форм работы библиотеки, направленных на возрождение традиций семейного чтения рассказывает Ирина Гадула в статье «Взаимодействие семьи и библиотеки» («Библиотечное дело»). Как выяснилось, больше всего родители с детьми хотели бы участвовать в семейных праздниках, слушать лекции по детской литературе, посещать индивидуальные занятия и консультации специалистов. Также родители хотели бы, чтобы в библиотеке проводились занятия по подготовке детей к школе  и занятия по подготовке школьников к урокам. Пятая часть всех опрошенных готова принимать участие в работе семейных читательских клубов, если заседания будут проходить в удобное для них время. Большинство родителей охотно берет книги для семейного чтения с выставок, четверть пользуется списками литературы, составленными библиотекарями.

    Подобные исследования помогают библиотекарям правильно планировать и корректировать свою работу по организации семейного чтения.

     Другой важный аспект семейного чтения – книги для совместного чтения. Взрослые должны осознавать, что совместное чтение подразумевает тщательный отбор книг, что плохая литература может испортить вкус и навсегда отбить желание читать. В четвертый раздел указателя включены материалы о лучших детских книгах, опубликованные на страницах библиотечных журналов. Это статьи под названиями «О литературных героях и книгах, очеловечивающих детство», «Мостик в детство», «Наши истории не подростковые, а семейные», «Книги Маркуши – хорошие книги», «Книжки для большой семьи» и другие.

     С понятием семейного чтения тесно связано понятие «домашней библиотеки». Домашние библиотеки играют важную роль в формировании читательского вкуса и предпочтений. О том, как подобрать книги для семейной библиотеки,  рассказывает Ольга Бурилова, как изменить отношение к домашним библиотекам и помочь их сохранению  - Наталья Курова и Наталья Суханова в статьях «Книга как семейная реликвия» и «Домашняя библиотека: инструкция по применению» («Современная библиотека»).

     Наш указатель имеет приложение. Это список, в который мы включили литературу для совместного чтения с подростками. Это книги таких современных авторов как Наринэ Абгарян, Евгения Басова, Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак, Ольга Зайцева, Тамара Михеева, Ирина и Леонид Тюхтяевы, Диана Сабитова и др.

      Надеемся, что наш указатель может быть полезен в вашей работе.