Задорская О. В. "Круг чтения школьников средних и старших классов: результаты опроса"

«Круг чтения школьников средних и старших классов: результаты опроса»

Задорская Ольга Викторовна, преподаватель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 37 с углублённым изучением отдельных предметов», лауреат Ежегодной премии Библиотеки А. Аалто в 2019 году в номинации «Подвижник чтения»

Я хочу поделиться своими размышлениями, сделанными после анализа анкет, связанных с практикой семейного чтения.

Вопросник, предложенный Библиотекой А. Аалто, оказался достаточно объёмным. А мне хотелось бы остановиться на тех проблемах, которые представляются значимыми мне как учителю русского языка.

На вопросы анкеты отвечали 117 человек: ученики 5, 7, 9-х классов.

На вопрос «Какую книгу читаешь сейчас?» около 70% ответили: по программе и лишь 20% назвали книгу современного писателя.

На вопрос «Кто посоветовал прочитать?», -  отвечали по-разному. Среди ответов: мама (папа), бабушка (дедушка), друг, учитель, библиотекарь.

Важно отметить, что учитель назван был теми детьми, кто читает по программе. Мамы (папы), бабушки (дедушки) были в ответах детей, читающих вечную классику детской литературы (Ж. Верн, К. Дойл и другие).

Оставшиеся 20% - это дети, которые читали современные детские книги по совету библиотекаря.

И вот первая проблема, на которую хотелось бы обратить внимание. В конце 1990-х гг. ХХ века писатель Юрий Поляков, выступая на Лейпцигской книжной ярмарке, сказал, что детской литературы у нас нет. С того времени у нас появилась целая плеяда замечательных детских писателей, умеющих интересно говорить с детьми на разные темы: о войне – Э. Веркин, о природе – Ст. Востоков, о проблемах жизни современных подростков – А. Жвалевский, Е. Пастернак, Е. Мурашова, о приключениях – Е. Рудашевский. Список можно продолжать ещё долго.

Я попросила школьного библиотекаря одной из школ города Выборга провести небольшой опрос для учителей-филологов, где их попросили назвать современного детского писателя и его произведения. Их 4-х человек лишь один смог назвать А. Жвалевского и Е. Пастернак. Одного писателя!

Вы можете сказать, что книгу современного писателя достаточно трудно найти в школьной библиотеке. Но не в этой школе. Здесь есть бÓльшая часть новинок, изданных «Самокатом», «Розовым жирафом», «КомпасГидом».

И вот проблема: не чтение современных детских авторов учителями!

Мне трудно объяснить и назвать причины этого явления, но на пути книги современного автора к чтению слабым звеном оказываются именно учителя.

На вопрос «На кого можно ориентироваться в выборе книг?» дети отвечали так. На списки чтения – 15%, на библиотекаря – 30%, на маму (папу), бабушку (дедушку), друга – 50%, на учителя – 5 %.

Списки летнего чтения – ещё одна проблема, о которых библиотекари знают лучше меня. Я проанализировала списки для чтения, выложенные на сайте моей школы. Это оказалось простое перечисление программных книг, которые будут изучаться в следующем учебном году, да ещё и по одному из самых худших учебников по литературе!

Трудно современному подростку полюбить чтение, читая летом былины, стихи о природе и т.д. И это происходит несмотря на то, что существуют списки для летнего чтения (если уж учитель сам не читает!), созданные Гильдией Словесников. Их там много по каждому классу один. Есть что выбрать!

Хочу предложить библиотеке создать свои списки (альтернативные школьным) и рекомендовать их детям, тем более, что мнение библиотекаря в выборе книг для детей значимо.

На вопрос «Какие книги нравятся всей семье?» бÓльшая часть затруднилась ответить, отмечая, что родителям читать некогда.

Поэтому, ещё труднее оказалось ответить детям на вопрос «На кого ты похож в пристрастиях к книге?». Традиция семейного чтения отсутствует практически во всех семьях (по результатам анкетирования). И это благополучные, хорошие семьи.

Чтобы изменить ситуацию, необходимы совместные усилия семьи, школы, библиотеки.

И в заключение хочу поблагодарить Городскую детскую библиотеку А. Аалто, много делающую для пропаганды детского чтения.

Ученики нашей школы активно включились в борьбу за право попасть в проект ЛОДБ «Книжный путь». Они писали отзывы на книги, которые в декабре могут быть отмечены знаком «Нравится детям Ленинградской области». Многие дети читали эти книги вместе с родителями, так начинает медленно восстанавливаться традиция совместно чтения и обсуждения книг.